Блог школы французского языка Côte d'Azur
Люди

Известные на весь мир французские художники

В этой статье мы расскажем вам о французских художниках, прославившихся на весь мир своими необычными работами в абсолютно разные эпохи.

Nicolas Poussin (Никола Пуссен) -1594-1665

Художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Французские художники и до него были традиционно знакомы с искусством итальянского Ренессанса. Они вдохновлялись произведениями мастеров итальянского маньеризма, барокко, караваджизма. Пуссен был первым французским живописцем, который воспринял традицию классического стиля Леонардо да Винчи и Рафаэля. Обращаясь к темам античной мифологии, древней истории, Библии, Пуссен раскрывал темы современной ему эпохи.
Король Людовик XIII под впечатлением таланта Пуссена назначает его своим первым придворным живописцем. Николу признали при дворе, и у него стали наперебой заказывать картины для своих замков и галерей.
Перед созданием нового полотна, Пуссен определял, какими эмоциями оно будет наполнено, и только после этого разрабатывал композицию и колорит будущего произведения. Этот маневр мастер позаимствовал из итальянского трактата XVI века о музыке, повествующем о том, что суровые музыкальные интонации вызывают у слушателей серьезные мысли, в то время, как веселые – радость и счастье.



Antoine Watteau (Антуан Ватто) - 1684-1721

Первый именитый французский художник, творивший в стиле рококо. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами».
«Праздник любви», как и другие картины Ватто, содержит в себе богатую гамму эмоциональных оттенков, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона.
Как правило, персонажи представлялись на фоне мастерски выполненных пейзажей и были частью сложных многофигурных сцен. Отдельное внимание художник уделял цвету и позволял ему так же оттенять нюансы некоторых особенно эмоциональных участков.
Он не подписывал картины своим именем, поэтому довольно сложно проследить, как менялся авторский стиль. Кроме картин, Антуан занимался декораторской деятельностью – он создавал панно для украшения богатых домов и вилл, украшал кареты и экипажи. О жизни художника снят французский художественный фильм “Ce que mes yeux ont vu” (Тайна Антуана Ватто).



Eugène Delacroix (Эжен Делакруа) - 1798-1863

Эжен Делакруа возглавил французскую романтическую школу живописи. Он получил вдохновение в этой работе от живописцев Венецианского Возрождения и Рубенса. Картина «Свобода, ведущая народ» принесла ему мировую славу, став одним из наиболее узнаваемых полотен в истории. Она была создана в период восстания парижан против власти Бурбонов. Примечательно, что искусствоведы критиковали Эжена за то, что он чересчур «натурально» изображал смерть, террор и отчаяние героев.
Для французских живописцев, которые вот уже несколько веков писали животных по гипсовым моделям, его ежедневные вылазки к зверинцу в Ботаническом саду были настоящим потрясением для окружающих.
Делакруа приходил в Ботанический сад, где тогда размещался зверинец, практически ежедневно. Он был одержим тиграми и львами, чувствовал необъяснимую связь с этими дикими хищниками, как древние племена — с тотемными животными.
Эжен брал заказы на оформление разных сооружений в Париже. Он участвовал в росписи Лувра, а также Бурбонского и Люксембургского дворцов. Любопытно, что сегодня в Лувре есть отдельное помещение – зал Делакруа.



Eugène Henri Paul Gauguin (Эжен Анри Поль Гоген) - 1848-1903

Поль Гоген — представитель импрессионистов, один из плеяды великих мастеров, признание к которым пришло лишь спустя годы после смерти. Современники не оценили его творчества, что обрекло Гогена на нищету, но впоследствии к нему пришла всемирная слава. В 2015 г. картина Гогена «Когда свадьба?» была продана за рекордные 300 миллионов долларов.
Художник всегда писал свои натюрморты без натуры, опираясь лишь на собственное воображение. А ещё он нередко смешивал жанры, объединяя, например, портрет и натюрморт. Когда Ван Гон написал картину “Подсолнухи”, Поль Гоген создал полотно, на котором изобразил Ван Гога, работающего над “Подсолнухами”.
Покинув Европу, Поль перебрался сперва на Таити, затем в Перу, а затем снова на Таити, откуда он в конце концов переехал на Маркизские острова. На Таити он женился, причём его супруге, коренной местной жительнице, было на тот момент всего 13 лет. Впоследствии она была натурщицей для множества его полотен.



Édouard Manet (Эдуард Мане) - 1832-1883

«Олимпия» Эдуарда Мане — едва ли не самый знаменитый шедевр одного из основателей импрессионизма, и лишь однажды покидавший стены Музея д’Орсэ в Париже. Затаив дыхание, мы рассматриваем ее, пытаясь разгадать эмоции во взгляде обнаженной дамы легкого поведения, и даже представить себе не можем, какой скандал разразился в 1865 году на Парижском салоне. Сегодня картина Мане «Завтрак на траве» считается шедевром импрессионизма, а для парижской публики 19 века полотно стало настоящим шоком: нагота женщин среди одетых мужчин ошеломила критиков.
Эдуард, будучи свободолюбивым бунтарем по натуре, категорически отказывался рисовать события из Библии, мифов и истории, все эти пасторали казались ему неестественными и лживыми. Он мечтал изображать самых обычных людей в обычной жизни: посещающих оперу, развлекающихся на пикниках или флиртующих в барах.
Часто работы Мане французы путали с творчеством Клода Моне. Эдуард и Клод были друзьями, смотрели из окна на один и тот же Париж, гуляли по тем же улицами и берегам Сены, и, бывало, играли в художественные игры по правилам друг друга.



Claude Monet (Клод Моне) - 1840-1926

Когда-то молодому Клоду Моне - автору саркастичных шаржей, сложно было бы поверить в то, что через десятилетия его мастерской станет природа, антураж для пейзажей он будет создавать сам, совершая удивительные вещи: от выращивания сказочной красоты сада до создания пруда. Моне считают основоположником течения импрессионизма в изобразительном искусстве. Само название жанра «импрессионизм» происходит от названия одной из картин Клода — «Впечатление» (l’impression). Моне предпочитал работать не в мастерской, а на природе при естественном освещении.
“Я хотел бы рисовать, как поет птица” - этой цитатой можно охарактеризовать основной посыл шедевров Клода Моне.



Пьер Огюст Ренуар -1841-1919

Жанровую принадлежность ключевой живописи Огюста Ренуара можно отнести к импрессионизму. Однако, находясь в середине своего творческого пути, он перешел на сторону классицизма.
Для современников Огюст Ренуар был известен, в первую очередь, в качестве мастера светского портрета. Именно портреты ему заказывали чаще всего, так, известный портрет великого композитора Вагнера он написал за менее чем 40 минут. Рисуя с натуры, он подбирал моделей, которые совершенно не соответствовали идеалам красоты, бытовавшим в то время.
Мало кто знает о факте, что Пьер Ренуар являлся не только талантливым художником, но и профессиональным скульптором.
Переломным моментом в жизни Пьера стала серьезная травма руки во время велосипедной прогулки. Даже передвигаясь на инвалидном кресле, он продолжал творить, привязывая кисть к непослушной руке.



Edgar Degas (Эдгар Дега) - 1834-1917

Первыми работами Дега были гравюры. Под влиянием салонных исторических живописцев и картин старых мастеров, увиденных Дега в Италии, в 60-е годы он начал писать картины на исторические сюжеты, темные по колориту и суховатые по форме.
Эдгара Дега называют «живописцем танцовщиц», и не зря. Он написал более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины. Основным средством выражения для него была человеческая фигура. Дега наблюдал и изучал человека в движении во всех подробностях, проводя много часов с блокнотом в руках на балетных репетициях, за театральными кулисами, на трибунах во время скачек. Он стремился зафиксировать движение, поймать на полотне, как в объектив фотокамеры, малейшие его нюансы, проникнуть в самую механику движения. Подобно импрессионистам, он обогатил свою палитру яркими, чистыми красками, но к пейзажу — главному жанру импрессионистов — Дега остался равнодушным.




ORLAN (Орлан) -1947

Орлан (настоящее имя Полетт Дю Бруэ) - художница, которая использует несколько различных проявлений визуального искусства: живопись, скульптуру, инсталляции, перформансы, фотографию, числовые изображения и биотехнологии. Ее трансформации тела как объекта искусства прославились во всей Франции и за рубежом. Работы Орлан осуждают насилие, с которым часто сталкивается женское тело. Художница очень близка к идеям феминистской борьбы и разрушения привычных канонов красоты. В начале 90-х самыми нашумевшими ее перфомансами стали 9 реальных пластических операций под названием “Перевоплощения святой Орлан”, в которых художница участвовала в качестве пациентки, превратив себя в арт-объект. Эти перевоплощения транслировались в прямом эфире в Центре Жоржа Помпиду.



Hom Nguyen (Хом Нгуен) - 1972

Хом Нгуен - художник, который заставит вас затаить дыхание. Его техника, сразу узнаваемая по его динамичному и инстинктивному стилю, дает свободное правление всем его движениям. Положив на работу краски, уголь и ручки, его произведения искусства выполнены по эскизам из разных материалов.
Мазками и линиями Хом разрушает выражение лица, оставляя нетронутым только интенсивный выразительный взгляд, внезапно возникающий среди хаоса линий. Его эфемерные изображения вызывают чувство двойственности между видимым и невидимым, между материальным и нематериальным. Как представитель западной и восточной культуры, Хом Нгуен работает над расширением культурного набора, создавая мост между Францией и Азией.



Jeanne-Claude Denat de Guillebon (Жанна-Клод де Гийебон) - 1935

Жанна-Клод де Гийебон вместе со своим супругом Христо Явашивым чаще работают в тандеме над рядом крупных проектов в стиле ленд-арта и паблик-арта по художественному «укутыванию» построек, индустриальных объектов, парковых деревьев и другого ландшафта. Христо начал обучать Жанну истории искусств, а она — совершенствовать его плохой французский язык. Особенность искусства «укутывания» объектов заключается в том, что они создают свою собственную энергию, генерируют свои собственные взаимоотношения с огромным количеством людей. Создание арт-проекта со знаменитым Понт-Нёф в Париже заняло целых 10 лет, потому как оборачивать мост — словно возводить его с нуля. Рулоны золотистой ткани были тщательно подобраны специально в тон песчанику парижского региона. Временный характер совместной работы супружеской пары бросает вызов бессмертию искусства.