Блог школы французского языка Côte d'Azur
Люди О Франции

Единственный и неповторимый. Анри Матисс

«Матисс всегда был единственным и неповторимым», - сказал

о творчестве своего приятеля Пабло Пикассо


НАЧАЛО ПУТИ

Импрессионист, фовист, художник, скульптор, декоратор – Анри Матисс попробовал себя во многих видах искусства. А ведь мог стать юристом. Быть может, даже очень успешным, если бы ему не была так скучна юриспруденция. По счастливой и одновременно несчастной случайности (а ведь случайностей, как известно, не бывает) будущий художник оказался в больнице с аппендицитом. Он был вынужден провести там довольно длительное время. Однажды мама Анри принесла ему краски и холсты, чтобы хоть как-то приободрить парня.

Интересно, что краски тем или иным способом присутствовали в жизни Матисса всегда: у отца была небольшая семейная лавка, где он продавал в том числе и краски. Мама будущего художника также работала в этой лавке, увлекаясь в свое свободное время росписью фарфора.

Небольшое происшествие в виде аппендицита и пребывание в больнице и стало поворотным событием в жизни несостоявшегося успешного юриста. Он понял, что искусство и живопись - это именно то, что заставляет его сердце биться чаще. Совсем скоро он уже просил отца о том, чтобы поступить на учебу в Академию Жюлиана в Париже. Это был 1891 год. А чуть позже Анри сменил Академию на Школу изящных искусств также в столице Франции, чтобы учиться у великолепного педагога Гюстава Моро.

В это время он изучает искусство старых мастеров, часто копирует их работы в Лувре. А также знакомится с фовизмом (fauvism, от французского fauve – дикий зверь). Анри Матисс стал одним из самых выдающихся художников этого смелого направления в искусстве. Работы фовистов отличались буйством красок, невероятной экспрессией и сильной энергетикой. С 1896 года его работы уже выставляют в художественных Салонах.


Анри Матиссу были очень близки идеи его учителя Гюстава Моро, который считал, что основной навык художника – это умение выразить в цвете то, как он относится к миру. Матисс очень трепетно относился к краскам, считая цвет «силой, способной подчеркнуть ощущения».  Именно за его невероятное чувство цвета, умение облечь сюжет своих картин в смелые цветовые сочетания и формы, Анри Матисс считается одним из самых влиятельных художников ХХ века.

СЕМЬЯ

В 1898 году Анри Матисс женился на Амели Перейр. После свадьбы они отправились вместе в путешествие в Лондон, где увлеченный художник с большим воодушевлением знакомился с творчеством английских мастеров. Он по-настоящему увлекся творчеством Тернера, великолепного мастера цвета.

Супруги вернулись во Францию и стали жить на Корсике. Конечно, яркие пейзажи Средиземноморья тут же оказались на полотнах Анри Матисса.

Финансовое положение художника на тот момент было весьма бедственным. В семье один за другим родились 2 сына, а до этого у художника еще была и внебрачная дочь. Конечно, в этот период он брался за любую работу, успев поработать даже художником-оформителем театральной сцены.   

ФОВИЗМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

1905 год. Матисс особенно воодушевленно экспериментирует с цветом, создавая невероятные для своего времени необычные цветовые сочетания и контрасты. Конечно, многие нашли эти эксперименты по меньшей мере странными. Но у этого направления (это был фовизм, как вы, наверное, уже поняли) нашлись и свои поклонники. Лео Стайн и его сестра, известная писательница Гертруда Стайн, приобрели одну из нашумевших картин художника «Женщина в шляпе». Так началась дружба брата и сестры Стайнов и Анри. Кстати, немногим позже именно они познакомили художника с юным испанцем Пабло Пикассо. Его также представили влиятельным критикам и познакомили с русским колекционером С. Щукиным. Это, конечно, сказалось положительно на материальном положении художника – его картины начали продаваться.  В этот период он побывал в нескольких странах – Испании, Северной Африке, Германии и России.



РУССКИЙ ПЕРИОД

В России Анри Матисс знакомится со многими выдающимися художниками – В Серовым, В. Брюсовым и другими. Он приходит в восторг от старинного искусства росписи икон, пишет две картины для московского особняка В. Щукина под названием «Танец» и «Музыка». "В этих картинах я достиг гармонии цвета", - именно так позже признавался сам художник. Картину «Танец» он написал всего тремя красками: зеленой, чтобы показать холмы, голубой, чтобы изобразить небо, и розовой, чтобы придать цвет телам танцоров.
И. Стравинский и С. Дягилев в этот "русский период" творчества художника предлагают Матиссу оформить балет. Он соглашается. Премьера состоится несколькими годами позже в Париже, в Гранд-Опера.

ОТШЕЛЬНИЧЕСТВО

Да, в какой-то период своей жизни Анри стал практически отшельником. С женой они почти не виделись. Он посвятил себя искусству и своим картинам. Матисс уже стал известен, его картины выставлялись не только во Франции, но также и в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Он создавал костюмы для русского балета и делал иллюстрации к книгам многих авторов, включая Джойса, Маларме и Бодлера. Он провел три месяца на Таити и посетил США.

Анри Матисс. Мастерская художника

БОЛЕЗНЬ

1940-е годы стали для художника особенно тяжелыми. У него обнаружили рак желудка. На долгое время он оказался прикованным к постели. Однако и здесь он показал себя как человек искусства в первую очередь. Он рисовал лежа, углем или карандашом, прикрепленным к длинной палке, чтобы доставать до холста. Матисс также экспериментировал, создавая необычные иллюстрации для книг и оформительские работы, используя цветную бумагу. Так, он создал декор для бассейна с фигурами людей, приклеенных на стену (1952 год).  

КАПЕЛЛА

Среди сиделок, которые ухаживали за ним в период болезни ( с женой он на тот момент уже развелся официально) была Моника Буржуа. Уже после болезни, однажды встретив ее на улице, художник узнал, что она постриглась в монахини доминиканского монастыря в Вансе. Она попросила Матисса помочь с оформлением монастырской Капеллы. Конечно, Матисс увидел в этой просьбе Божественный знак, провидение, и решил выполнить такую работу для монастыря. Он создал витражи, фрески, подсвечники и даже убранство для священников. Даже и здесь, в капелле, Анри Матисс использовал много цветной бумаги для декора. Давний его друг Пабло Пикассо иронизировал, что «Матисс не имеет права оформлять капеллу», однако Анри было невозможно остановить. Он с увлечением продолжал работу...

Анри Матисс. Автопортрет

Хотите узнавать больше про жизнь интересных людей, про события в мире искусства и культуры Франции? Приглашаем вас на онлайн лекции по искусству от Côte d'Azur. Следите за анонсом событий и новостями нашей школы.